Рабочая программа «Коррекция речевых нарушений у детей ОНР» (первый год обучения)

Муниципальное автономное дошкольное учреждение
г. Хабаровска «Детский сад № 166»
Утверждаю
и.о. заведующего
МА ДОУ «Детский сад № 166»
Котова А.А. ____________

ПРИНЯТО
на Педагогическом совете
протокол № ______ от__________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КОРРЕКЦИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ С
ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ

Разработана на основе ООП муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад № 166»,
реализующей программу «Радуга» с парциальными программами
и на основе ПрАООП для детей дошкольного возраста с ТНР.
Срок реализации 1 год

Разработала: учитель-логопед ВКК
Куклина М.А.

Хабаровск
2021

Аннотация к рабочей программе по коррекции речевых нарушений у детей
с общим недоразвитием речи первого года обучения муниципального автономного
дошкольного образовательного учреждения г.Хабаровска «Детский сад № 166».
Программа направлена на создание условий для развития ребенка, открывающих
возможности для его позитивной социализации и личностного развития.
Рабочая программа разработана учителем-логопедом логопедического пункта
самостоятельно и утверждена заведующим МА ДОУ № 166.
Срок реализации программы 1 год.
Рабочая программа относится к обязательной части основной образовательной программы
МА ДОУ № 166.
Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный, организационный.
Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
Пояснительная записка раскрывает:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию программы;
- значимые характеристики особенностей развития детей дошкольного возраста.
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования Стандарта к
целевым ориентирам в обязательной части для детей старшего дошкольного возраста с ОНР с
учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий детей.
Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее
речевое развитие детей в соответствии с возрастными особенностями и включает в себя
программу по профессиональной коррекции речевых недостатков и вариативные формы,
способы, методы и средства реализации программы.
Организационный раздел содержит режим занятий, распорядок дня групп, циклограмму и
паспорт логопедического кабинета.
Программа реализуется на государственном языке Российской Федерации.
СОДЕРЖАНИЕ
I ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 Пояснительная записка …………………………………………………….…. 4
1.1.1 Цели и задачи реализации программы ……………………………….…… 5
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы …………………..….5
1.1.3 Значимые характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного
возраста ………………………………………………….............................................…5
1.2
Планируемые результаты …………………………………………………....6
1.2.1 Целевые ориентиры для детей старшего дошкольного возраста …………6
2

1.2.2 Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе
……………………………………………………………………………………………7
II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1 Программа по профессиональной коррекции речевых недостатков…….…..8
2.1 Программа по профессиональной коррекции речевых недостатков…….…..8
2.1.1
Перспективный
план
по
формированию
лексико-грамматических
категорий……………………………………………………………………………......8
2.1.2 Перспективный план по формированию фонетической стороны речи…....8
2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы...9
III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 Режим занятий …………………………………………………………..………15
3.2 Распорядок дня группы ………………………………………………..……......15
3.3 Циклограмма ………………………………………………………….……….....15
3.4 Развивающая предметно-пространственная среда …………………………….16
3.5 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
……………………………………………………………………….…………………….16
Приложения

3

I Целевой раздел
1.1

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе основной образовательной программы
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска
«Детский сад № 166», реализующего программу «Радуга» с парциальными программами, и на
основе примерной адаптированной основной образовательной программы для детей
дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.
Рабочая программа соответствует законодательству РФ и требованиям ФГОС ДО, в основе
которых заложены следующие основные принципы:
- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;
- принцип развивающего обучения;
- принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
- принцип коррекции и компенсации;
- принцип смены деятельности;
- принцип системности.
В рабочей программе учитываются:
- индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием
здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее — особые
образовательные потребности), индивидуальные потребности детей дошкольного возраста с
речевыми нарушениями;
-возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
Программа определяет содержание коррекционной работы с детьми старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи.
Программа определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем,
содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования).
Содержание данной программы направлено, в первую очередь, на выполнение федерального
компонента государственного стандарта образования для детей дошкольного возраста с учетом
особенностей физического и психического развития. Программа содержит описание задач и
содержание работы на логопункте по преодолению общего недоразвития речи.
В программу включено перспективное планирование работы логопеда, представлено
методическое обеспечение логопедического кабинета.
В Программе приведены методические рекомендации по осуществлению взаимодействия с
родителями дошкольников, описаны условия сотрудничества с семьями воспитанников.
Данная программа рассчитана на условия логопедического пункта, оборудованного с учетом
в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы дошкольных образовательных организаций.
4

Программа
реализуется
на
Срок реализации программы - 1 год.
1.1.1

государственном

языке

Российской

Федерации.

Цели и задачи реализации программы

Цель программы – коррекция общего недоразвития речи у детей с ОНР в возрасте с 5 до 6
лет, устранение речевых недостатков, формирование полноценной фонетической системы
языка, развитие фонематического восприятия, развитие лексико-грамматического строя речи,
связной речи, навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация
слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях и подготовка к освоению
основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи:
- устранение нарушений звукопроизношения;
- формирование слоговой структуры слова;
- развитие фонематического слуха;
- развитие навыков звукового анализа;
- активизация, расширение и обогащение лексического запаса;
- формирование грамматического строя речи;
- развитие связной речи.
1.1.2 Принципы и подходы к формированию программы
В основу программы положена система общедидактических и специфических
принципов:
- принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач;
- принцип единства диагностики и коррекции;
- принцип учёта возрастных, психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
– принцип поддержки разнообразия детства;
– принцип сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем
развитии человека;
- принцип комплексности методов психологического воздействия;
– принцип позитивной социализации ребенка;
- принцип развития динамичности восприятия;
– личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей;
– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
– сотрудничество организации с семьей;
– принцип возрастной адекватности образования;
– принцип непрерывности.
1.1.3.
Значимые
дошкольного возраста.

характеристики

особенностей

развития

детей

старшего

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи
с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
5

Характерным является недифференцированное произнесение звуков, когда один звук
заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы.
Отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешение
звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и
предложениях их взаимозаменяет.
Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и
замены звуков и слогов, сокращения при стечении согласных в слове.
На фоне относительно развернутой речи наблюдается неточное употребление многих
лексических значений. В активном словаре преобладают существительные и глаголы.
Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий.
Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании
вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с
помощью суффиксов и приставок. Нередко они заменяют название части предмета названием
целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
В свободных высказываниях преобладают простые распространенные предложения, почти
не употребляются сложные конструкции.
Отмечаются аграмматизмы: ошибки в согласовании числительных с существительными,
прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Большое количество ошибок
наблюдается в использовании как простых, так и сложных предлогов.
Понимание обращенной речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается
недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами,
наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, выражающих значение
числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинноследственные , временные и пространственные отношения.
1.2

Планируемые результаты

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования предполагают
овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного словаря, развитие
речевого творчества, звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха,
развитие лексико-грамматического строя речи, связной речи, формирование звуковой
аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
1.2.1

Целевые ориентиры для детей 5 - 6 лет

В итоге логопедической работы дети с ОНР 5-6 лет должны уметь:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах
речи;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове;
- различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом уровне;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в сюжетно-ролевой игре,
пересказе, чтении стихов;
- правильно изменять слова по числу, родам, падежам, правильно согласовывать
существительные с прилагательными, глаголами и числительными;
- правильно использовать в речи предлоги;
6

- правильно образовывать новые слова с помощью приставок и суффиксов;
- правильно строить развёрнутое предложение;
- составлять рассказ, пересказ.
1.2.2
программе

Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по

Условия реализации программы обеспечивают полноценное речевое развитие в сферах
социально-коммуникативного и речевого развития личности детей подготовительной группы.
Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для
участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:
- гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечивает эмоциональное благополучие детей;
- способствует профессиональному развитию специалиста;
- обеспечивает открытость дошкольного образования;
- создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной
деятельности.
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с речевыми
нарушениями создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений
развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе
специальных психолого-педагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей
языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих
получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей.
При реализации Программы проводится оценка индивидуального развития детей. Такая
оценка производится учителем-логопедом в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального речевого развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для
решения следующих образовательных задач:
- поддержка ребенка, построение траектории его речевого развития и профессиональной
коррекции особенностей речевого развития;
- оптимизации работы с группой детей.
Участие ребенка в педагогической диагностике допускается только с письменного
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты педагогической диагностики используются для решения задач
квалифицированной коррекции развития речи детей.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
- обеспечение эмоционального благополучия через непосредственное общение с каждым
ребенком и уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
- поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.);
- установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
7

- развитие умения детей работать в группе сверстников;
- взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам речевого
развития ребенка и непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарноэпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарноэпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы
дошкольных образовательных организаций», утвержденным постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г.,
регистрационный N 28564).
Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм
реализации Программы, от ее характера, особенностей развития детей и МА ДОУ № 166
реализующего Программу. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их
формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой
объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности
и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации воспитанников.
II Содержательный раздел
2.1 Программа по профессиональной коррекции речевых недостатков
Учитель-логопед создает условия для развития коммуникативной активности детей с ОНР на
занятиях. Для формирования у детей мотивации к обучению, включаются занятия по
формированию фонетико-фонематической стороны речи, по формированию лексикограмматических категорий, по развитию связной речи.
Эту работу учитель-логопед проводит, исходя из особенностей и возможностей развития
детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями.
В области социально-коммуникативного развития создаются условия для дальнейшего
развития общения ребенка со взрослыми и с другими детьми. Речевое развитие ребенка тесно
связано с социально-коммуникативным развитием, позволяет каждому ребенку участвовать в
занятиях, беседах, играх, проектах, спектаклях, и др., проявляя при этом свою
индивидуальность.
2.1.1 Перспективный план по формированию лексико-грамматических категорий
Приложение 2
2.1.2 Перспективный план по формированию фонетической стороны речи
Приложение 3
2.1.3 Перспективный план по формированию связной речи
Приложение 4

8

2.2 Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие психологопедагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную
ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу
и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для устранения общего недоразвития речи используется 3 вида занятий – по формированию
фонетико-фонематической стороны речи, по формированию лексико-грамматических
категорий, по развитию связной речи.
Форма организации обучения
микрогрупповая и индивидуальная.

на

логопедическом

пункте

ДОУ

–

подгрупповая,

Фонетические подгрупповые занятия
Подгрупповые занятия по развитию фонетической стороны речи решают задачу развития у
детей фонематического восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза как
подготовки к обучению грамоте в соответствии с коррекционно-образовательной программой.
Основные требования к построению подгрупповых фонетических занятий
1. Лексика отбирается с учетом темы и цели занятия, этапа коррекционного обучения,
индивидуальных, речевых и психических возможностей детей, но лексический материал при
обильном насыщении изучаемым звуком, кроме этого звука, должен включать только звуки,
правильно произносимые всеми детьми.
2. В случае занятия по закреплению звука необходимо исключать слова, содержащие
смешиваемый звук.
Фонетические микрогрупповые занятия
9

Занятие по коррекции речевого нарушения в соответствии с клинико-педагогической
классификацией (микрогрупповое) является фонетическим микрогрупповым, если оно
нацелено на исправление фонетической стороны речи у детей, находящихся на одинаковом
этапе коррекции (например, автоматизация звука в словах) и осуществляется в подвижных
микрогруппах. Этот вид занятия может решать задачи развития фонематического слуха
и
формирования навыков обучения грамоте в случае, если несколько детей опережают остальных
или имеют сходные индивидуальные особенности
в освоении предлагаемого материала.
Основные требования к построению фонетических микрогрупповых занятий:
1. В микрогруппу зачисляются дети, находящиеся на одинаковом этапе коррекции
звукопроизношения, имеющие сходные индивидуально-типологические особенности в развитии
речи.
2. Состав микрогруппы меняется в зависимости от темпов продвижения отдельного ребенка
(он выводится из состава одной микрогруппы и зачисляется в другую, соответствующую
новому этапу логопедической работы данного ребенка).
Фонетические индивидуальные занятия
Этот вид занятия может в индивидуальном порядке решать задачи развития
фонематического слуха, развития речевого и физиологического дыхания, темпо-ритмической
организации речи. Индивидуальное занятие функционально и в том случае, когда в составе
логопункта есть ребенок у которого имеются затруднения при произношении слов сложного
слогового состава, отдельные специфические проявления недоразвития речи, выраженные
отклонения в строении артикуляционного аппарата и т.д.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании
звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных
упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие
фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Основные требования к построению фонетических индивидуальных занятий:
Индивидуальные фонетические занятия строятся на основе тщательного динамического
изучения логопедом структуры нарушения каждого ребенка и особенностей в его речевом
развитии.
Подгрупповые занятия по развитию лексико-грамматического строя речи
Подгрупповые занятия по развитию лексико-грамматического строя речи решают задачу
активизации, обогащения и расширения лексического словаря, развития у детей
грамматического строя речи, формирования навыков словообразования и словоизменения.
Основные требования к построению подгрупповых лексико-грамматических занятий:
1. Подгрупповая работа проводится с детьми, имеющими сходные нарушения развития
лексико-грамматического строя речи.
Микрогрупповые занятия по развитию лексико-грамматического строя речи
Занятие по развитию лексико-грамматического строя речи предполагает задания для
подгруппы детей, имеющих сходство в структуре дефекта и проводится в подвижных
микрогруппах. Этот вид занятия может решать задачи развития грамматического строя речи и
10

закрепления навыков словообразования и словоизменения в случае, если несколько детей
опережают остальных или имеют сходные индивидуальные особенности в освоении
предлагаемого материала.
Основные требования к построению лексико-грамматических микрогрупповых занятий:
1. В микрогруппу зачисляются дети, находящиеся на одинаковом этапе освоения лексикограмматических категорий, имеющие сходные индивидуально-типологические особенности в
развитии лексико-грамматического строя речи.
2. Состав микрогруппы меняется в зависимости от темпов продвижения отдельного ребенка
(он выводится из состава одной микрогруппы и зачисляется в другую, соответствующую
новому этапу логопедической работы данного ребенка).
Подгрупповые занятия по развитию связной речи
Подгрупповые занятия по развитию связной речи решают задачу обучения правильному
построению предложения, составлению пересказов, рассказов и развитию у детей связной речи.
Микрогрупповые занятия по развитию связной речи
Занятие по развитию связной речи предполагает задания для подгруппы детей, имеющих
сходство в структуре дефекта и проводится в подвижных микрогруппах. Этот вид занятия
может решать задачи развития умения составления пересказов, рассказов, если несколько детей
опережают остальных или имеют сходные индивидуальные особенности в освоении
предлагаемого материала.
Основные требования к построению лексико-грамматических микрогрупповых занятий:
1. В микрогруппу зачисляются дети, имеющие сходные индивидуально-типологические
особенности в развитии связной речи.
2. Состав микрогруппы меняется в зависимости от темпов продвижения отдельного ребенка
(он выводится из состава одной микрогруппы и зачисляется в другую, соответствующую
новому этапу логопедической работы данного ребенка).
Структура занятий состоит из трех частей: организационная, основная и заключительная.
Организационная – подготовка к активной работе.
Основная – изучение новой темы и закрепление пройденного.
Заключительная – подведение итогов.

Методы
Наглядный

Приемы
Предметная наглядность.
Предметные и сюжетные картинки.
Расположение предметов по образцу, схеме, модели.
Выкладывание последовательностей, серий.
Подведение итога занятия по графическому
плану.
11

Словесный

Практический

Игровой

Репродуктивный

Классификация и группировка по заданному свойству
или признаку (восстанови последовательность, узор).
Выкладывание логических цепочек.
Вопрос как стимул к речевой активности.
Оценка детской речи.
Рассказ о проделанной работе.
Придумывание слов на заданный звук, слог.
Договаривание по образцу.
Комментирование собственных действий.
Работа с деформированным текстом, фразой.
Преобразование предложений по образцу.
Подбор предметов к действию, действий к предмету,
предметов к признакам.
Преобразование деформированной фразы.
Выделение родственных слов из текста.
Составление
словосочетаний,
предложений
по
демонстрируемому действию.
Анализ качества выполненной работы (педагогом,
сверстниками, самим ребенком).
Составление предложений по схемам, с заданным
количеством слов.
Беседы-рассуждения: что произошло бы, если…
Распространение предложений по наводящим вопросам.
Сравнения предметов, анализ признаков и действий
предметов.
Дорисовывание недостающих элементов.
Угадывание предметов на ощупь.
Выполнение действий по словесной инструкции.
Запоминание и выполнение инструкций.
Выполнение действий по символьной инструкции.
Использование знаковой символики для обозначения
свойств и признаков предметов.
Корректурные пробы.
Отгадывание букв с закрытыми глазами на ощупь.
Узнавание предметов на ощупь.
Выкладывание букв из палочек, веревочек, мозаики.
Рисование буквы в воздухе.
Графические диктанты.
Театрализация сказочных сюжетов.
Использование игрушек и сказочных персонажей.
Исправление «ошибок» педагога или персонажа.
Перевоплощения и выполнение соответствующих
действий.
Словесный образец.
Одновременное проговаривание.
12

Исследовательский

Повторение, объяснение, указание.
Словесные упражнения.
Придумывание загадок, анализируя признаки и свойства
предметов.

Средствами коррекции и развития речи детей с ОНР являются:
- общение детей со взрослыми (родителями, воспитателями, логопедом, музыкальным
руководителем, инструктором по физической культуре и др.);
- культурная языковая среда (дома и в детском саду);
- обучение родной речи на занятиях (занятия по формированию фонетико-фонематической
стороны речи, занятия по развитию ЛГСР и связной речи, чтение художественной литературы);
- художественная литература, читаемая помимо занятий (дома и в детском саду);
- изобразительное искусство, музыка, театр;
- занятия по другим разделам образовательной программы ДОУ.
Основной целью работы с родителями является обеспечение взаимодействия с семьей,
вовлечение родителей в образовательный процесс для формирования у них компетентной
педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Достижение цели обеспечивает решение следующих задач:
– выработка у педагогов уважительного отношения к традициям семейного воспитания детей
и признания приоритетности родительского права в вопросах воспитания ребенка;
– вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;
– внедрение эффективных технологий сотрудничества с родителями, активизация их участия
в жизни ДОО.
– создание активной информационно-развивающей среды, обеспечивающей единые подходы
к развитию личности в семье и детском коллективе;
– повышение родительской компетентности в вопросах воспитания и обучения детей.
Работа, обеспечивающая взаимодействие семьи и дошкольной организации, включает
следующие направления:
– аналитическое - изучение семьи, выяснение образовательных потребностей ребёнка с ТНР
и предпочтений родителей для согласования воспитательных воздействий на ребенка;
– коммуникативно-деятельностное - направлено на повышение педагогической культуры
родителей; вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс; создание
активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье
и детском коллективе.
– информационное - пропаганда и популяризация опыта деятельности ДОО; создание
открытого информационного пространства (сайт ДОО, группы в социальных сетях и др.).
13

Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно
повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
1.

Создание единого коррекционно-развивающего пространства.

2. Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с общим
недоразвитием речи.
3.

Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми.

4. Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью
преодоления нарушений речи.

Формы
Индивидуальная

Виды

Цели

Первичная беседа

Довести до сведения каждого родителя
результаты обследования ребенка. Заручится
поддержкой семьи для последующего
взаимодействия в вопросах речевого
развития ребенка. Распределить обязанности
между садом и семьей. Заполнение анкет и
анамнеза.

Работа в течение
года

Совместное обсуждение хода и результатов
коррекционной работы, анализ причин
незначительного продвижения (если есть) в
развитии
различных
сторон
речевой
деятельности и совместная выработка
рекомендаций по преодолению негативных
тенденций в развитии речи ребенка.

Домашняя тетрадь

Закрепление тех знаний, умений и навыков,
которые были приобретены ребенком на
занятиях в условиях логопункта.

Групповые собрания

Сообщить
об
особенностях
развития
воспитанников с различными речевыми
нарушениями и возможной педагогической
запущенности при неверном воспитании и
обучении.

Стенд для родителей
«Советы логопеда»

Дать
практические
рекомендации
по
вопросам развития речи воспитанников
дошкольного возраста.

Организация речевых
праздников

Родители имеют возможность
результаты работы с ребенком.

Коллективная

14

увидеть

Анкетирование

Выявление представлений
какому-либо вопросу.

родителей

III Организационный раздел
3.1 Режим занятий
Понедельник
12.10 – 12.25 индивидуальное занятие
Вторник
11.10 – 11.40 подгрупповое занятие
Четверг
---- / 11.00 -11.20 занятие в микрогруппе
Пятница
11.00 -11.20 занятие в микрогруппе / ---Индивидуальные занятия проводятся по мере необходимости, в зависимости от этапа
коррекционной работы, в соответствии с циклограммой.
Порядок изучения тем, количество занятий может меняться по усмотрению учителя –
логопеда.
3.2 Распорядок дня групп детей, посещающих логопедический пункт
Старшая группа № 5
7.30- 8.15 утренний приём, игры
8.15 – 8.25 зарядка
8.30 – 8.55 подготовка к завтраку, завтрак
9.00 – 10.30 непосредственно образовательная деятельность
10.30 – 12.15 игры, подготовка к прогулке, прогулка
12.15 – 12.40 наблюдение, игры, воздушные ванны
12.40 – 13.10 подготовка к обеду, обед
13.10 – 15.00 подготовка ко сну, дневной сон
15.00 – 15.40 постепенный подъём, гимнастика после сна
15.40 – 15.55 подготовка к полднику, полдник
15.55 – 16.30 игры, самостоятельная деятельность детей,чтение художественной
литературы
16.30 – 17.00 подготовка к прогулке, прогулка
17.00 – 17.50 подготовка к ужину, ужин
17.50 – 19.30 игры, третья прогулка, уход детей домой
3.3 Циклограмма (список детей)
Понедельник
12.10 – 12.25 Никита К.
Вторник
11.10 – 11.40 Никита К.

Четверг
---- / 11.00 – 11.20 Никита К.
Пятница
11.00 – 11.20 / ---- Никита К
15

по

3.4 Развивающая предметно-пространственная среда
ПЕРЕЧЕНЬ ОБОРУДОВАНИЯ
1. Шкаф платяной 1
2. Шкаф для пособий 1
3. Стол письменный 1
5. Стол с зеркалом и дополнительным освещением 1
6. Стол полукруглый детский 1
7. Стул 1
8. Стул детский 5
9. Стенд 1
10. Обогреватель «Ветерок» 1
ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ
1. Соска резиновая 50
2. Ватные палочки 200
РАЗВИТИЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКОГО ДЫХАНИЯ
1. Мыльные пузыри 12
СЕНСОМОТОРНОЕ РАЗВИТИЕ
1. Набор «Игры с прищепками» по методике Г.Р. Кандибура 1
2. Массажёр Су-Джок 7
3. Набор деревянных паззлов «Коты» 1
3.5 Обеспечение методическими материалами и средствами обучения и воспитания
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ
№

Перечень пособий

Количество

1

Артикуляционно-пальчиковая гимнастика.
Комплекс упражнений.
Волкова Г.А. Альбом для исследования фонетической и фонематической
сторон речи дошкольников.

1

3

Гаврина С.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений

1

4

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду.

1

5

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Демонстрационный материал «Развитие
речи детей 4-5 лет «Весна - лето»»

1

2

16

1

6

Жукова Н.С. «Моя первая азбука»

1

7

Жукова Н.С. «Учимся говорить правильно»

1

8

Жукова Н.С. «Учимся читать»

1

9

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

1

10

Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика Комплекс
упражнений.

1

11

Ларина О.И., Резниченко Т.С. «Говори правильно звук «л»»

1

12

Нищева Н.В. Методический комплекс (пособие и дидактический
материал) «Дидактический материал к подгрупповым логопедическим
занятиям в младшей группе детского сада».

1

13

Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования
звукопроизношения.

1

14

Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования лексикограмматического строя и связной речи.

1

ИГРЫ, ПРАКТИЧЕСКИЙ ПЕЧАТНЫЙ МАТЕРИАЛ
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
№

Перечень пособий

Количество

1

Игра «По дорожке» /л, л’/

1

2

Игра «По дорожке» /ц, с/

1

3

Игра «По дорожке» /ш, ж/

1

4

Логопедическое лото «л», «л’»

1

5

Логопедическое лото «ц», «с»

1

6

Логопедическое лото «ш», «ж»

1

7

Лото «Предметы»

1

РАЗВИТИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
И ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ
№

Перечень пособий

17

Количество

1

Грамматика в картинках «Антонимы-глаголы»

1

2

Грамматика в картинках «Множественное число»

1

3

Грамматика в картинках «Рассказы по картинкам. Колобок»

1

4

Грамматика в картинках «Словообразование»

1

5

Грамматика в картинках «Ударение»

1

6

Грамматика в картинках. Рассказы по картинкам «Кем быть?»

1

7

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Демонстрационный материал «Развитие
речи детей 4-5 лет «Осень - зима»»

1

8

Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Демонстрационный материал «Развитие
речи детей 4-5 лет «Весна - лето»»

1

9

Дидактические карточки «Головные уборы. Обувь»

1

10

Дидактические карточки «Дорожные знаки»

1

11

Дидактические карточки «Как устроен человек?»

1

12

Дидактические карточки «Мебель»

1

13

Дидактические карточки «Правила поведения»

1

14

Дидактические карточки «Природные явления»

1

15

Дидактические карточки «Продукты питания»

1

16

Дидактические карточки «Профессии»

1

17

Дидактические карточки «Школьные принадлежности»

1

18

Дидактические карточки «Электробытовые приборы»

1

19

Игра «В океане»

1

20

Игра «Дружные части»

1

21

Игра «Кто чем питается?»

1

22

Игра «Найди маму»

1

23

Игра «Пастушки»

1

24

Игра «Слова. Обобщение»

1
18

25

Игра-шнуровка «Хитрые слова»

1

26

Кукольный театр настольный «Колобок»

1

27

Кукольный театр настольный «Три поросёнка»

1

28

Набор карточек «Времена года»

1

29

Набор карточек № 1

1

30

Наглядно-дидактическое пособие «Расскажи детям о космосе»

1

31

Наглядно-дидактическое пособие «Явления природы»

1

32

Нищева Н.В. «Играй-ка»

1

33

Носов М. «Сюжетные картинки для развития речи»

1

34

Обучающие карточки «Сравниваем противоположности»

1

35

Развивающая игра «Чей домик?»

1

36

Развивающая игра-лото для детей 5-6 лет «Самые нужные игры.
Предлоги в, на, под, к, от».

1

37

Развивающая игра-лото для детей 5-6 лет «Самые нужные игры.
Предлоги с, из, у, за, над».

1

Развивающее лото «Найди пару.
38
39

1

Больше – меньше»
Умный чемоданчик «Домашние животные»

1

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
№

Перечень пособий

Количество

1

Веер «Гласные»

1

2

Веер «Слоги»

1

3

Игра «Гласные буквы и звуки»

1

4

Игра «Согласные. Звонкие и глухие»

1

5

Игра «Согласные. Твёрдые и мягкие»

1

6

Касса букв

1
19

7

Магнитная азбука

1

8

Набор карточек с рисунками «Читаем по буквам»

1

9

Набор карточек с рисунками «Читаем предложения»

1

10

Пособие «Ребусы»

1

11

Тренажёр «Чтение по слогам»

1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
№

Перечень пособий

Количество

1.

Т.В. Пятница. «Рабочая тетрадь логопеда»

1

2.

Н.В. Нищева. «Если ребёнок плохо говорит»

1

3.

Т.С. Перегудова, Г.А. Османова. «Вводим звуки в речь. Картотека заданий
ч, щ».

1

4.

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 57 лет (л, л’, р, р’).

1

5.

Речевой материал для автоматизации и дифференциации звуков у детей 57 лет (ш, ж, ч, ц).

1

6.

Волковой Л.С., Селивёрстова В.И. под ред. «Хрестоматия по логопедии»

1

7.

Уварова Т.Б. «Наглядно-игровые средства в логопедической работе с
дошкольниками»

1

8.

Руденко В.И. «Домашний логопед»

1

9.

Волкова Т.А. «Сборник документации логопедического пункта ДОО»

1

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».