Принят на заседании
педагогического совета № 1
от 31.05.2017
Утверждаю
Заведующий МА ДОУ № 166__________________Я.А. Коваленко
План непосредственно образовательной деятельности
(учебный план)
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
г. Хабаровска «Детский сад №166»
на 2017 – 2018 учебный год
г. Хабаровск
Пояснительная записка к плану МА ДОУ №166 на 2017 – 2018 учебный год
Учебный план МА ДОУ №166 является нормативным документом, регламентирующим организацию образовательного процесса в
дошкольной образовательной организации.
Нормативной базой для составления учебного плана являются следующие документы:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»;
- Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных
организаций» 2.4.1.3049-13, утверждены постановлением № 26 от 15.05.2013 г.;
Письмо Министерства образования Российской Федерации от 14.03.2000 № 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной
нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2007 № 03-1213 «О методических рекомендациях по
отнесению дошкольных образовательных учреждений к определенному виду»;
Постановление Правительства РФ от 28.10.2013 N 966 "О лицензировании образовательной деятельности"
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования";
Письмо Министерства образования России от 24.04.1995 №46/19-15 «О построении преемственности в программах дошкольного
образования и начальной школы»;
Устав МА ДОУ №166, утвержден 12.09.2014 г ;
Основная образовательная программа дошкольного образования ( ООП ДО) МА №166 (утверждена заведующим 01.06.2016г);
Учебный план МАДОУ № 166 рассчитан на 12-часовой режим пребывания детей в детском саду. Он составлен в соответствии с основной
образовательной программой дошкольного образования (далее – ООП ДО). В структуре учебного плана выделены две части: инвариантная и
вариативная
В основе обязательной части ООП ДО лежит содержание примерной основной образовательной программы «Радуга» (доработана в
соответствии с ФГОС ДО, научный руководитель Е.В. Соловьева. 2016г)
Вариативная часть учитывает приоритетное направление ДОУ- познавательное развитие, представлена парциальными программами:
Используемые программы
1. Якобсон С.Г., Гризик Т.И., Доронова Т.Н., Соловьёва Е.В., Екжанова Е.А.Радуга. Примерная основная образовательная программа
дошкольного образования М, Просвещение, 2016.
2. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду М.: Мозаика-Синтез, 2010.
3. Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Авдеева Н.Н. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего
дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998.
4. Радынова О.П. «Музыкальные шедевры» программно-методические материалы. Москва, Гном и Д, 2000
5. Программный сборник «Ладушки» - И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева ,2015
6. Волошина Л.Н.. Играйте на здоровье! Программа и технология физического воспитания детей 5-7 лет. М., Аркти. 2004
7. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет. . М., Просвещение.. 2010
8. Алямовская В.Г., « Как воспитать здорового ребенка» Линка-Пресс, 1993
9. Ушакова О.С. Программа развития речи дошкольников. М., 2013г.
10. Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». - М.: ТЦ «Сфера» 2010.
11. «Физическая культура для малышей». - С.Я.Лайзане , М (1 младшая группа)
12. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В.
Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005.
13. Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников Организация экспериментальной деятельности дошкольников
Автор/составитель: Прохорова Л.Н. (ред.) М: Аркти, 2008
14. "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей 2 - 7 лет" Е.А. Мартынова, И.М. Сучкова, издательство «Учитель», 2010
15. Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст.». М., 2003
В структуре учебного плана выделяются инвариантная (обязательная) и вариативная (модульная) часть. Инвариантная часть обеспечивает
выполнение обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Вариативная часть, сформированная
МА ДОУ №166, реализуется через кружковую деятельность по выбору ребенка, отражает дополнительный аспект образования. Вариативная
часть содержит также кружковую работу художественно-эстетического направления в подготовительной группе (кружок по изодеятельности
«Радуга»). В старшей группе –кружок «Школа мяча» физкультурного направления.
Приоритетное направление (познавательное развитие) осуществляется в образовательной и совместной деятельности посредством
использования экспериментально-исследовательской деятельности, а также кружковой работы 1 раз в неделю в старшей группе.
Работа по региональному компоненту проводится через различные формы организации в совместной деятельности, режимных моментах, в
интегрированной образовательной деятельности
Обе части учебного плана реализуются во взаимодействии друг с другом, органично дополняя друг друга, и направлены на всестороннее
физическое, социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие детей.
Основными задачами планирования являются:
Реализация ФГОС дошкольного образования в условиях дошкольного учреждения.
Регулирование объема образовательной нагрузки.
Организация образовательной деятельности осуществляется через учебный план - график, рассчитанный на 36 рабочих недель.
Распределение непосредственно образовательной деятельности основано на принципах:
- соблюдение права воспитанников на дошкольное образование;
- дифференциации и вариативности, которое обеспечивает использование в педагогическом процессе модульный подход;
- соотношение между инвариантной (не более 60% от общего времени, отводимого на освоение основной образовательной программы
дошкольного образования) и вариативной (не более 40 % от общего нормативного времени, отводимого на основании основной
общеобразовательной программы дошкольного образования) частями учебного плана;
- сохранение преемственности между инвариантной (обязательной) и вариативной (модульной) частями;
- отражение специфики ДОУ:
а) учет приоритетного направления деятельности;
б) учет особенностей возрастной структуры – в ДОУ функционирует 11 групп общеразвивающей направленности:
- ориентирование на реализацию образовательной услуги.
Объем учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных образовательных учреждениях «Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПиН
2.4.1.3049-13.
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая
реализацию дополнительных образовательных
программ, для детей дошкольного возраста составляет: в младшей группе (дети четвертого года жизни) - 2 часа 45 мин., в средней группе
(дети пятого года жизни) - 4 часа, в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут, в подготовительной (дети седьмого года
жизни) - 8 часов 30 минут.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для
детей 5-го года жизни - не более 20 минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут, а для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не превышает 30 и 40
минут соответственно, а в
старшей и подготовительной 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени, отведенного на
непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста может осуществляться во второй половине
дня после дневного сна, но не чаще 2 - 3 раз в неделю. Ее продолжительность должна составлять не более 25 - 30 минут в день. В середине
непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Учебная нагрузка определена с учетом необходимого требования - соблюдение минимального количества обязательной образовательной
деятельности на изучение каждой образовательной области, которое определено в инвариантной части учебного плана, и предельно
допустимая нагрузка.
В учебный план включены пять образовательных областей, в соответствии с ФГОС ДО обеспечивающих познавательное, речевое,
социально-коммуникативное, художественно-эстетическое и физическое развитие воспитанников.
Особенностью учебного плана является оптимальное распределение времени на непосредственно образовательную деятельность в
соответствии с возрастными особенностями детей, обеспечение качественного и систематического образования детей в соответствии с
существующей нормативно - правовой базой в условиях внедрения инновационных технологий.
Данный учебный план призван обеспечить единство и преемственность основных видов деятельности (игровой и непосредственно
образовательной) через ее организацию по всем направлениям в разных формах, с использованием игровой технологии. Непосредственно
образовательная деятельность в основном носит комплексный и интегрированный характер, предполагающий пересечение различных
образовательных областей. Непосредственно образовательная деятельность (НОД) организуется в разнообразных ее формах в соответствии с
возрастными особенностями детей, например, беседа, рассказ, наблюдение, экспериментирование, чтение, решение игровой и проблемной
ситуации, дидактические, подвижные игры. Исключается школьно-урочная форма ее проведения.
Реализация плана предполагает обязательный учет принципа интеграции различных видов детской деятельности в соответствии с
возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями этой деятельности.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего
времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводятся физкультминутки. Деятельность, требующая
повышенной познавательной активности и умственного напряжения, организуется в первой половине дня и в дни наиболее высокой
работоспособности (вторник, среда).
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного цикла во всех группах организуется в физкультурном зале
2 раза в неделю (в ясельных – в групповой комнате), в дошкольных группах третий раз - на воздухе, на прогулке в игровой форме. В случаях
ненастной погоды или низкой температуры она переносится в спортивный зал.
Коррекционно – развивающая деятельность педагога-психолога организуется в утреннее и вечернее время, свободное от непосредственно
образовательной деятельности. Коррекционно – развивающая деятельность организуется малыми подгруппами или индивидуально на основе
диагностики и по заявкам педагогов групп, поэтому она выводится за пределы учебного плана. Подгруппы формируются на основе анализа
диагностических данных по сходству проблем. Такие временные группы функционируют ограниченный срок (2-5 месяцев), предусмотренный
разработанной программой психологической коррекции. Коррекционно – развивающая деятельность педагога-психолога направлена на развитие
эмоционально-волевой сферы детей и формирование положительных личностных качеств, совершенствование адаптационных механизмов,
развитие регуляции деятельности и поведения, предупреждение школьной дезадаптации.
С целью сохранения и укрепления здоровья воспитанников внедряются здоровьесберегающие технологии. Двигательная активность во время
организации образовательной деятельности повышается за счет проведения физкультминуток, упражнений гимнастики для глаз, подвижных игр, а также
проведения физкультурных досугов и развлечений.
В план включены пять направлений, соответствующих образовательным областям:
познавательное,
речевое,
социально-коммуникативное,
художественно-эстетическое,
физическое.
Срок реализации учебного плана с 01 сентября по 31 мая.
В зимнее время для воспитанников дошкольных групп проводятся «Рождественские каникулы», во время которых осуществляется
деятельность художественно-эстетического и физического направлений (2-я неделя января, после новогодних праздничных дней). В дни
каникул и в летний период с 1 июня по 31 августа образовательная деятельность интеллектуального плана не организуется.
В начале учебного года с 01.09.2017 по 15.09.2017 и в конце учебного года с 16.05.2018 по 31.05.2018 проводится мониторинг освоения
детьми ООП ДО.
В группах раннего возраста диагностика проводится по эпикризным периодам.
Некоторые виды деятельности, на которые не запланированы часы на НОД, осуществляются в режимных моментах, совместной и
самостоятельной деятельности, через интеграцию с другими образовательным областями. Они помеченные знаком *.
Годовой план-график на 2017-2018 учебный год
Наименование
Продолжительность
учебного года
Проведение зимних каникул
Проведение летних каникул
Режим работы ДОУ
Сроки
01.09.2017 – 31.05.2017
Количество
36 учебных недель
09.01.2018 – 12.01.2018
1 неделя
01.06.2018 – 31.08.2018
13 недель
01.09.2017– 31.05.2018
5 – дневная рабочая неделя,
с 7.30 до 19.30 ежедневно
(все группы)
Проведение мониторинга достижения детьми планируемых результатов
освоения основной образовательной программы дошкольного
образования:
- промежуточный мониторинг С 01.09 по 15.09.2017
15 дней
С
16.05.
по
31.05.2018
16 дней
- итоговый мониторинг
Праздничные дни в 2017– 2018 учебном году:
06.11.2017 (перенос с
День народного единства
1 день
04.11.2017)
Новогодние праздники и
01.01.2018– 08.01.2018.
8 дней
Рождество Христово
День защитников Отечества
23.02.2018
1 день
Международный женский день 08.03-09.03.2018
2 дня
Праздник весны и труда
01.05-02.05.2018
2 дня
День Победы
08.05-09.05.2018
2 дня
День России
12.06.2018
1 день
План образовательной деятельности на 2017-2018 учебный год
муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Хабаровска «Детский сад №166» ,
реализующего основную образовательную программу дошкольного образования
на основе содержания примерной основной образовательной программы дошкольного образования «Радуга», с
учетом ФГОС ДО (науч.руководитель Е.В.Соловьева. 2016 г.)
1.
Инвариантная
(обязательная часть)
1.1
Направления
Познавательное
направление :
1 младшая
2-3 года
Виды непосредственно
образовательной
деятельности*
Математика
Познавательное развитие
Сенсорное развитие*
2 младшая
3-4 года
Речевое направление
Развитие речи
Подготовка к обучению
грамоте
Чтение худ. литературы
1.3
Социальнокоммуникативное
направление:
Социализация *
Труд *
Безопасность*
Старшая
5-6 лет
Подготовит
ельная
6-7 лет
Количество НОД в неделю
1
1
1
1
2
1
1
1
1
0,5
2
1
1
Конструирование*
1.2
Средняя
4-5 лет
2
1
0,5
1
1
1
1
1
1
1
1
1.4
1.5
2
2.1
2.2
2.3
Художественноэстетическое
направление:
Физическое направление:
Лепка
1
0,5
0,5
1
1
0,5
0,5
0,5
0,5
1
2
Аппликация
Ручной труд
Рисование
Музыка
1
2
1
2
1
2
0,5
0,5
1
2
Физкультура
2
3
3
3
3
Здоровье*
Итого:
10
11
12
14
15
Вариативная часть (модульная)
Как часть НОД * по познавательному развитию и в совместной деятельности посредством использования
познавательное развитие экспериментально-исследовательской деятельности
1
Кружок «Юный
исследователь»
Кружковая деятельность Кружок «Школа мяча»
1
направление:
Кружок по
изодеятельности «Радуга»
Региональный
компонент*
Итого:
10
11
12
14 +1
15+2=17
ВСЕГО
10
11
12
15
17
1
*В режимных моментах, совместной и самостоятельной деятельности, через интеграцию с другими образовательными областями там, где
не запланированы часы на НОД..